Опыт использования преобразователей частоты в отечественной судостроительной промышленности
НПО «Винт» является представителем отечественного наукоемкого и высокотехнологичного производства. Основное направление — проектирование, изготовление и испытание гребных винтов фиксированного и регулируемого шага, судовых движителей самых разных конструкций, подруливающих устройств, нагнетателей для судов на воздушной подушке. Достаточно сказать, что продукция НПО «Винт» успешно эксплуатируется в более чем 20 странах мира.
На вопросы отвечал директор головного филиала НПО «Винт» Леин Андрей Феликсович.
А.Ф. — Очень довольны тем, что в 2002 году создали с Веспером альянс для поставки на суда конкурентоспособного оборудования в порядке импортозамещения. Преобразователи частоты Веспер конкурентоспособны с зарубежными аналогами по цене, простоте обслуживания, сервису. Нареканий по ним нет. Совместная работа позволила выиграть несколько тендеров на поставку подруливающих устройств у ведущих западных поставщиков судового пропульсивного оборудования.
В какие судовые механизмы устанавливаете преобразователи частоты Веспер?
А.Ф. — До настоящего времени устанавливаем преобразователи частоты Веспер на подруливающие устройства. Кроме того, частотные преобразователи используем в составе стендового оборудования на опытном заводе «Вега». Вместе с Веспером мы спроектировали, разработали и внедрили более тридцати подруливающих устройств. Наши подруливающие устройства были сертифицированы Морским и Речным Регистром.
Поясните, пожалуйста, что такое подруливающее устройство.
А.Ф. — Подруливающее устройство — средство активного управления судном. Конструктивно представляет собой движитель, состоящий из винта, редуктора и электродвигателя, встроенного в сквозную трубу, расположенную ниже ватерлинии поперек судна от борта до борта. Устанавливается в носовой части или одновременно в носовой и кормовой частях. В трубе расположен гребной винт, который создает поток воды и за счет этого поворачивает судно. Главное назначение подруливающего устройства — повышение маневренности. Так вот, гребным винтом подруливающего устройства надо управлять, изменять скорость и направление его вращения, чтобы судно могло плавно разворачиваться в нужную сторону. Для управления винтом ранее использовались сложные гидравлические системы, но они не позволяли плавно изменять тягу винта и не отличались высокой надежностью. Основу разработанного нами подруливающего устройства составляет винт фиксированного шага с приводом от асинхронного двигателя. Скоростью вращения двигателя управляет современный преобразователь частоты.
И какие преимущества дает применение преобразователя частоты?
А.Ф. — Преобразователь частоты позволяет плавно регулировать скорость вращения и тягу винта. Он обеспечивает реверс, плавный пуск и останов электропривода винта. Это позволяет судоводителю управлять маневрированием судна быстрее и точнее. Немаловажно, что при уменьшении скорости вращения пропорционально ей снижается потребление электроэнергии от судовой сети, что весьма ощутимо при ограниченных мощностях. Плавный пуск и останов электропривода устраняют пиковые нагрузки на судовую сеть. Ранее при пуске приходилось отключать другие бортовые потребители. И на механическую часть привода ударные нагрузки снижаются. Использование преобразователя частоты позволило установить винт фиксированного шага. Он намного проще, чем применяемые ранее винты регулируемого шага. Стоимость его изготовления меньше и надежность работы выше. Величина тяги винта фиксированного шага, рассчитанного на такой же режим работы как винт регулируемого шага на 3-5% больше. Обслуживание и ремонт винта фиксированного шага проще и дешевле. Суда, оборудованные новыми подруливающими устройствами, становятся более маневренными при швартовке, тралении, проходе узкостей. Существенно снижается вероятность столкновений судов. Уменьшаются время разгрузки и погрузки судна.